Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих
Главная » Файлы » СЦЕНАРИИ » беседы, круглые столы

Выход из конфликтов
04.11.2010, 08:06

Цель: помочь ученикам разрешать конфликты с помощью методики «шесть шагов».

Оборудование: текст упражнения «Шесть шагов для решения конфликта»; словарь терминов на доске: переговоры, посредничество, арбитраж.

Ход беседы-упражнения

I. Вступительное слово классного руководителя.

Существует много подходов к разумному, ненасильственному решению конфликтов. Если обучение поведению в конфликтной ситуации станет обязательным для всех уровней обучения в школе, то мы можем быть уверены, что все ее выпускники будут обладать хотя бы элементарными навыками конструктивного разрешения конфликтов.

П р и м е ч а н и е. Одним из наиболее распространенных подходов, которому обучают школьников всех возрастов, является «процесс шести шагов», представленный в различных формах. Предлагаемый вариант предназначен для детей в разрешении ими личных конфликтов. Он представлен как серия вопросов, которые учитель может перефразировать, чтобы они подходили для детей с определенным уровнем развития.

II. Упражнение «Шесть шагов для разрешения конфликтов».

Ш а г  1. Чего я так хочу, что это привело к конфликту? Чего хочет человек, с которым у меня конфликт?

Ш а г 2. Из-за чего возник конфликт? Нам обоим хочется получить одно и то же? Или мы хотим, чтобы что-то разное происходило одновременно? Например, спорим ли мы из-за футбольного мяча или же из-за того, в какую играть игру во время перемены, и какую смотреть программу?

Ш а г 3. Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим то, чего хотим? Сколько таких решений я могу придумать? Сколько мы их можем придумать вместе с моим противником? Сколько решений нам могут подсказать одноклассники?

Ш а г 4. Какое из этих решений самое лучшее? К чему приведет каждое из предлагаемых решений. Буду ли я доволен их результатами? Будет ли доволен мой противник?

Ш а г 5. Какие решения наиболее приемлемы для нас обоих? С каким из них мы оба согласимся? Будем ли мы придерживаться этого решения?

Ш а г 6. С чего нам следует начать после того, как мы примем решение, и из чего будет ясно, что мы не ошиблись? Будем ли мы придерживаться этого решения в дальнейшем?

Эти вопросы полезно задать детям вскоре после того, как преподаватель или другие ученики вмешаются в конфликт и попытаются его остановить – будь то драка, ссора или что-то другое. С помощью предлагаемых ниже действий преподаватель может привлечь конфликтующие ниже стороны к обсуждению конфликта и затем вовлечь в обсуждение весь класс.

Э т а п 1.

Дайте ссорящимся ученикам время, чтобы остыть. Затем попросите их коротко побеседовать с вами, чтобы посмотреть, не можете ли вы помочь им в решении проблемы. Не просите их давать объяснения или рассказывать, что произошло. Отметьте просто, что между ними возник конфликт, и класс хочет, чтобы он был разрешен.

После этого объясните, что существует много способов решения конфликта, и один из них заключается в том, чтобы определить суть проблемы, затем придумать как можно больше способов ее решения, представить, что случится, если применить некоторые из них, а затем выбрать то решение, которое удовлетворит всех участников конфликта.

Раздайте участникам конфликта листы с вопросами. Прочтите и обсудите их, чтобы убедиться, что они понятны детям.

Каждый из них должен пообещать воздержаться от ссоры в «период раздумий». Если им для этого нужно находиться подальше друг от друга, их следует развести по разным помещениям. Можно также попросить одноклассников занять их чем-нибудь во время перемен или после занятий.

Предложите им подумать над вопросами и возможными ответами. Кроме того, попросите их придумать как можно больше вариантов решения проблемы, которые можно будет обсудить во время следующей беседы (после обеда, в конце дня или на следующий день).

Попросите каждого дать несколько вариантов решений. Попросите каждого сказать, есть ли среди предложенных противником решений такие, которые можно попробовать, и дайте им определить, с чего можно начать. Объясните, что процесс поиска решений называется «переговорами».

Если они не могут сами назвать несколько возможных решений или хотя бы одно, спросите, согласны ли они, чтобы вы или класс выступили в роли «арбитра», то есть сделайте так, чтобы они продолжили поиск решения. «Арбитраж» – это процесс принятия решений, при котором конфликтующие стороны соглашаются подчиниться решению, принятому теми, кого они уважают. А может быть, хотят, чтобы вы или кто-то из учеников помогли им принять решение. Объясните, что такого рода помощь называется «посредничеством», а люди, которые помогают конфликтующим сторонам прийти к соглашению – это посредники.

Скажите детям, что какое бы ни было принято решение, они должны стараться его соблюдать. Если этого не произойдет, нужно будет попробовать другие решения, и так до тех пор, пока не будет найдено то, которое подойдет. Если они попробуют соблюдать обоюдную договоренность и это не получится, то нужно прибегнуть к посредничеству или арбитражу, возможно, что и к тому и другому. В любом случае они не смогут быть вместе до тех пор, пока не придут к «разрешению» конфликта. Их конфликт вреден для мира в классе. Когда он будет разрешен, все помогут им «примириться» – снова стать друзьями.

Э т а п 2.

Если дети, между которыми был конфликт, хотят поделиться свом опытом с классом, попросите их сделать это. Пусть они познакомят класс с «процессом шести шагов».

Предложите детям идею создать команду посредников и/или арбитражную комиссию, которые помогали бы им в решении конфликтов. Спросите, есть ли добровольцы. Если их окажется слишком много, предложите ротационную схему, чтобы ученики могли быть членами команды и комиссии по очереди. Будет хорошо, если они поочередно побывают и там, и там.

Объясните им суть трех процессов: переговоров (стороны сами приходят к решению), посредничества (стороны приходят к решению с помощью третьего лица), арбитража (стороны по предварительной договоренности соглашаются выполнять решение, принимаемое третьим лицом).

III. Итог.

– Полезно ли было для вас наше сегодняшнее занятие? Думаю, и в дальнейшем мы будем проводить «собрания по развитию сообщества», во время которых вы будете узнавать, действуют ли достигнутые договоренности, и обсуждать новые проблемы, которые можно решить сообща.

– Поразмышляйте над тем, всегда ли вы объективны к своим партнерам по общению и стремитесь к достижению общих соглашений.

Категория: беседы, круглые столы | Добавил: admin | Теги: выход из конфликта
Просмотров: 2429 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]